Плиоцен (9-2,5 млн. лет назад)

вероятно был временем перехода от рамапитеков к архантропам (древнейшим людям). В начале четвертичного периода (возможно и раньше, в конце плиоцена ) из приматов выделился предшественник человека человек умелый (Homo habilis), позднее человек прямостоячий (Homo erektus). Огромный Азиатский субматерик еще недостаточно изучен и, вероятно, хранит неизвестные свидетельства о ранних этапах эволюции гоминид. Не исключено, что область перехода от животных к людям могла захватывать южные районы не только Азии, но и Европы. Возможно, что предковый вид гоминид первоначально имел узкий ареал обитания, но позднее расселился по районам Афроевразии, где найдены или будут найдены следы высших приматов, которые несколько миллионов лет назад начали применять орудия и начали превращаться в людей. Человек умелый жил одновременно с австралопитеком. Об этом свидетельствуют костные остатки, обнаруженные в 1959 г. английским археологом Лики в эрозионном (глубиной до 90 м) Олдувайском ущелье (Танзания). Человек умелый имел рост до 120 см и средний вес до 40-50 кг. Каменные орудия, сопровождающие находки этого существа, настоящие инструменты, и рука, изготовившая их, больше соответствует человеческой руке, чем у австралопитека. Процесс гоминизации протекал в эпоху резких климатических изменений, когда менялась вся окружающая среда. Отступление лесов и наступление степей, не изобилующих растительной пищей, вынуждало предков человека все чаще прибегать к ходьбе на двух ногах, приучая к выпрямленному положению тела. Охота не только стимулировала прямохождение, но и вела к разрастанию мозга и развитию всех его функций. Растительную пищу гоминидов вытесняла животная пища. Предшественник человека стал всеядным. С переходом на новые корма связано общее изменение челюстного аппарата. Наши отдаленные предки не были достаточно сильными, чтобы голыми руками добыть зверя, ни достаточно быстроногими, чтобы затравить его в одиночку. Поэтому им приходилось прибегать к хитрости или пользоваться камнями и дубинками, чтобы стать добычливыми охотниками. Рука стала важным инструментом, стимулирующим умственную деятельность. Стадная жизнь в открытой местности подхлестнула развитие умственных способностей (Еленек, 1983).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Это не спам (обязательно)