Транспорт — анализ статистических данных

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, которая обеспечивает связи между производителями и потребителями, составляет материальную основу географического разделения труда. В зависимости от уровня развития различных видов транспорта выделяют четыре основных типа транспортных систем. Первых два типа - североамериканский (США, Канада, Австралия) и западноевропейский - характерны для высокоразвитых стран. Здесь пропорционально развиты все виды транспорта, но в первом в пассажирских перевозках преобладают воздушный и автомобильный, а во втором преобладает железнодорожный, в грузовых - автомобильный транспорт.

Страны, где преобладает железнодорожный транспорт, - Индия, Пакистан, Алжир, Тунис, Марокко, Замбия, Уругвай, Аргентина и т.д. относят к третьему типу. К четвертому засчитывают страны, в которых преобладает автомобильный транспорт (Афганистан, Йемен, Эфиопия, Саудовская Аравия и др.). Или речной (Судан, Конго, Парагвай и др.).
Густота транспортной сети в развитых странах 50 км/100км2, в развивающихся странах, - около 9 км/100 км2.
Основной вид сухопутного транспорта - железнодорожный, но роль его в эпоху НТР все снижается. Общая протяженность железнодорожных путей составляет И 80 тыс. км, которыми провозится 5 млрд. т грузов. По протяженности железных дорог на первом месте стоят США, по густоте железнодорожной сети - Бельгия и ФРГ. Уровень электрификации железных дорог в странах разное. Так, в Швейцарии железной электрифицированы почти полностью, в Италии - на половину, во Франции, Бельгии, Испании, России - на треть. Создаются скоростные линии в Японии, Франции, ФРГ, Италии, Великобритании, США, где скорость поездов доведена до 160-200 км / ч и более Железными перевозят главным образом массовые грузы (зерно, уголь, сталь, железную руду и т.д.).

На автодороги приходится 2 / 3 общей протяженности мировых путей сообщения. Мировой автопарк в начале XXI в. насчитывает 141 700 000 грузовых машин и 462 100 000 легковых машин и автобусов, из них 3 / 4 приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. В мировом пассажирообороте доля автотранспорта составляет 4 / 5. Наивысшего уровня развития этот вид транспорта приобрел в развитых странах (США, Франция, ФРГ, Великобритания и др.).. Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров и грузов на короткие расстояния. Построены отдельные трансконтинентальные магистрали, в том числе от Тихого до Атлантического океана в США и Канаде, через Сахару в Африке, трансамазонська магистраль подобное.

Быстрыми темпами развивается трубопроводный транспорт (основные районы - Северная Америка, Европа, Юго-Западная Азия). Общая протяженность магистральных нефтепроводов превышает 440 тыс. км. Через них ежегодно прокачивается 2 млрд. т нефти и нефтепродуктов. Самыми крупными собственниками трубопроводов являются США и Россия.

Морской транспорт играет значительную роль в мировом грузообороте, обслуживая международную торговлю. Около 1 / 2 всего тоннажа приходится на нефть и нефтепродукты. Растет доля перевозок сухогрузами - железной руды, угля, зерна, леса. Основные судоходные пути проходят через Атлантический океан. На его побережье расположены крупнейшие порты мира: Роттердам, Антверпен, Нью-Йорк, Филадельфия, Марсель, Гамбург, Лондон. Основная часть тоннажа судов принадлежит Японии, Великобритании, Греции, Норвегии, США, Франции, Италии.

Речной транспорт особенно большое значение имеет в США, России, Канаде, ФРГ, Нидерландах, Китае. Значительными водными артериями служат Миссисипи с Миссури, Рейн, Дунай, Парана, Меконг подобное.

Ведущая роль в межконтинентальных перевозках пассажиров (ежегодно до 800 млн) принадлежит воздушному транспорту. Крупнейшие пассажирооборота имеют США, ФРГ, Япония, Великобритания, Канада, Австралия. Крупнейшие аэропорты мира - Чикаго, Нью-Йорк, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Сингапур.

Международные экономические связи. К числу важнейших форм международных экономических связей относятся внешняя торговля, кредитно-финансовые отношения, обмен научно-технической информацией, оказание различных услуг, международный туризм.

В рамках мирового хозяйства сформировалось несколько основных центров внешнеторговых связей. Почти 3 / 4 оборота внешней торговли мира приходится на развитые страны, в том числе 1 / 3 - на США, ФРГ и Японию. НТР существенно повлияла на товарную структуру внешней торговли. Финансовая деятельность заняла главенствующую позицию - более 4 / 5. Особо важное место заняла продукция машиностроения. Структура экспорта развивающихся стран, тоже изменилась. Уменьшилась зависимость стран от вывоза одного-двух видов сырья, за исключением стран - экспортеров нефти. Однако развивающиеся страны, до сих пор остаются основными поставщиками нефти, меди, хлопка, натурального каучука, а также продовольственных товаров - кофе, какао, сахара, бананов и т.п.. Наибольшие изменения во внешней торговле произошли в новых индустриальных странах - Республике Корея, Бразилии, Мексике, Аргентине, Тайване, Сингапуре, которые до недавнего времени были главными экспортерами сырья, потребительских товаров, а сейчас значительно увеличили в своем экспорте долю промышленных товаров.

Ускоренными темпами развиваются обмен информацией, строительно-монтажными услугами, обслуживанием приобретенных машин, автомобилей и тому подобное. Кредитно-финансовые отношения проявляются в предоставлении займов и кредитов, а в развитых странах - также в вывозе капитала. По существующим оценкам, годовой объем международных финансовых операций в 10-20 раз превышает масштабы мировой торговли, достигая 150 трлн. долларов США. Почти 30% этой суммы приходится на США, по 15% - на Японию и Великобританию. Мощными инвесторами является также ФРГ, Франция, Италия. В 70-е годы наметилась новая тенденция - значительные инвестирования стран-экспортеров нефти (Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ) в экономику европейских стран и США. В последнее время к ним присоединились Республика Корея, Тайвань.

В наше время все большую роль в связях между странами играет международный туризм. Главным его регионом была и остается Европа. Доходы от туризма довольно весомые для развития экономики ряда европейских стран (Испания, Италия, Швейцария и др.). Еще большей степени это касается некоторых стран, для которых туризм стал главной отраслью международной специализации.

За последние 25 лет процесс субурбанизации привел к уменьшению количества поездок в крупные города из пригородных зон США от 35% до 10%. В среднем в странах ЕС 50% перемещений людей в городах осуществляется автомобилями, 20% - автобусами, трамваями, метрополитеном, 15% - велосипедами и мопедами, 3% - городской железной дороге, 12% - пешком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Это не спам (обязательно)