Развитие физической географии (продолжение)

ландшафт   Представление о ландшафте в физической географии, как в системе равносвязанных компонентов без заметных связей с внешним миром, было долгие годы основным при его изучении. Оно использовалось и при картировании, и при стационарных исследованиях. Влияние, прежде всего системного подхода, а также анализ потоков вещества и энергии в ландшафтах при стационарных исследованиях, анализ связей с другими геосистемами (соседними или более крупного ранга) показали, что изучаемые объекты (ландшафты геосистем) — это открытые системы. Возможно, именно анализ потоков вещества и энергии и побудил исследователей к формированию представлений о парагенетических ландшафтах (Ф. Н. Мильков), о геосистемах, единых и целостных, образующихся в результате действия определенно направленных потоков (А. Ю. Ретеюм, К: Н. Дьяконов, Н. А. Гвоздецкий). Модели геосистемы (природно-территориального комплекса) стали рассматриваться как открытые системы, имеющие связи с окружающим пространством. Это, в свою очередь, побудило исследователей заняться изучением горизонтальных связей (межсистемных, межкомплексных), а также вертикальных (межкомпонентных). Исследование горизонтальных связей имеет большое практическое значение особенно при выявлении воздействия общества (производственной деятельности) на окружающую среду, в частности, при анализе распространения загрязнений.

  Второй путь усложнения представлений об особенностях объекта исследования связан с усилением внимания к анализу временных изменений. Изучение сукцессионных смен ландшафтов, введение представлений об эпифации (А. Б. Сочава), представлений о серийных рядах фаций (А. Б. Сочава, А. А. Крауклис), поведении фаций и смене их состояний в зависимости от погодных условий (Н. Л. Беручишвили) позволило говорить о геосистемв как о динамической системе.
  Заслуживает упоминания и такой вид преобразования представлений об объекте, как вычленение экологического варианта модели. В этом варианте компоненты, слагающие модель, не рассматриваются как равноправные (что характерно при географическом подходе), а в центр изучения ставится какой-то один компонент (это может быть биота, человек или даже неорганический компонент) и изучается влияние на него всех остальных компонентов. Появление такого представления, такого варианта модели объясняется широким внедрением экологического подхода, экологического мышления, связанного в значительной степени с активизацией изучения взаимодействия природы и общества. Усиление внимания к вопросам взаимодействия человека, общества и природы сказывается и в концентрации усилий множества географических коллективов на изучении антропогенных ландшафтов как природно-технических геосистем.геосистема  
В изучении подобных объектов физическая география все теснее смыкается с другими направлениями географических и негеографических исследований. Природно-техническая геосистема на модели первоначально представлялась как система, состоящая из природных и технических элементов, взаимодействующих друг с другом. Теперь стало ясно, что обязательным элементом такой системы должен быть блок управления, который регулирует взаимодействие технического сооружения с природой и природы с техническим сооружением. Пожалуй, именно эта модель и должна быть названа моделью сотворчества человека и природы. Таким образом, если суммировать все направления развития представлений об объекте исследования в развитии комплексной физической географии и попытаться уяснить, как же представляется этот объект в настоящее время, то можно сказать: объект исследования комплексной физической географии — это сложная пространственно-временная динамическая геосистема. Взаимосвязь в ней осуществляется как в результате тесного взаимодействия компонентов, так и в результате тесной связи между слагающими ее отдельными подсистемами, частями. Эта тесная взаимосвязь и обусловливает единство, целостность объекта и приводит к тому, что любое природное или антропогенное изменение сопровождается цепью изменений как отдельных компонентов, так и природных комплексов.
  Своеобразным показателем состояния теоретической базы науки является ее понятийно-терминологический аппарат. Понятия, будучи элементом научной теории, выступают как инструмент получения нового знания и как инструмент передачи знания в производственную, хозяйственную сферу деятельности человека. Усиление внимания к анализу понятийно-терминологического аппарата обусловлено в значительной степени возрастающей ролью науки в развитии общества. Рост интереса к терминологическим проблемам физической географии можно объяснить рядом совпадающих во времени процессов. Это прежде всего расширение междисциплинарных исследований, что обусловливает необходимость увеличения доступности географических понятий и концепций. Второе — изменяется состав фундаментальных проблем географии, продолжается внедрение в географию новых методов (в частности, математических методов моделирования). Язык комплексной физической географии представляет собой сложную целостную и одновременно подвижную систему. Единство, целостность проявляются в том, что термины и понятия не живут изолированно друг от друга, а образуют семейства, плеяды. Поэтому практически никому из исследователей не удается ввести одиночный термин или даже небольшую группу их, если они не входят в уже существующую систему понятий. физическая география Северной Америки США
  Подвижность развития физической географии объясняется, прежде всего, рядом объективных причин. Одна из важных — расширение и углубление сферы физико-географических исследований, вторая — широкое развитие межгеографических и внутригеографических междисциплинарных исследований, третья — активное участие в работах по изучению взаимодействий в системе «общество — природа», в работах, связанных с формированием научных принципов охраны природы. Поэтому процесс усложнения, изменения терминологии может быть практически непрерывным. Возникает необходимость контролировать этот процесс, по возможности управлять им. Прежде всего надо иметь в виду, что, кроме объективных процессов нарастания сложности терминологии, существуют и субъективные, в частности, словотворчество некоторых исследователей. В этом случае возможны и определенные решения, препятствующие включению некоторых новых терминов в научный обиход. Необходимы поиски способов упорядочения терминологии. Рационален путь, который может состоять из нескольких этапов. Одним из первых должно быть выявление сходства и различия терминов (понятий) „анализ сходства и различия их определений. Далее полезно выявить историю смены понятий, скрывающихся за термином, уяснить объективные и субъективные причины, приводящие к этому. Не менее важно проведение анализа смысловых функций термина в языке науки и согласование новых, недавно вошедших Б язык терминов с уже сложившейся их системой. Одним из видов упорядочения терминологии может быть составление толковых словарей. Такой толковый словарь «Охрана ландшафта» был создан недавно коллективом географов из ряда стран — членов СЭВ. Анализ и попытка упорядочения сугубо научной терминологии в области комплексной физической географии не снимают необходимости стандартизации той ее части, которая используется в практических работах.

2 Comments

  1. Вениамин

    То что необходимо развивать такую область науки как физическая география конечно неоспоримый факт. Однако развитие физической географии не ограничивается только лишь изучением ландшафта и взаимодействия природы и человека, к сожалению эта наука занимается еще и управлением изменений в ландшафте! Это с моей точки зрения категорически неприемлемо! Нельзя вмешиваться в жизнь природы, ведь она сама знает как ей будет лучше, а мы только можем сделать хуже. Например меняя русла рек мы снабжаем водой целые регионы и параллельно уничтожаем жизнь в тех местах, где протекала эта река.

  2. Bigi

    Развитие физической географии с каждым днем становится быстрей и быстрей!Во всех учебных заведениях изучают именно физическую географию!И вообще география отличный предмет она помогает развиваться людям и знать очень много про все места на Земле!И все больше становиться профессий в которых неотъемлемой частью должно быть знание географии и у менее понимать её!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Это не спам (обязательно)